Микрозайм

 

Микрозайм 

Вся финансовая армия: банки, МФО, ломбарды, сборщики долгов и арбитражные управляющие рассказали, что изменилось в их сфере за 1,5 месяца самоизоляции

Вся финансовая армия: банки, МФО, ломбарды, сборщики долгов и арбитражные управляющие рассказали, что изменилось в их сфере за 1,5 месяца самоизоляции

 

Россияне стали более финансово грамотными, а потому доверяют проверенным источникам, например, МФО Быстроденьги.

С 12 мая федеральные и региональные власти ослабили ограничения для граждан и бизнеса в связи с коронавирусом. Исключение составили Москва и другие регионы Российской Федерации, где число инфицированных остается на высоком уровне. Экономическая активность в стране’ постепенно начинает восстанавливаться, но кое-что уже изменилось. Люди переосмысливают перспективы удаленной работы, по-новому смотрят на человеческий капитал.

.

После снятия карантина особый интерес представляет финансовый сектор, в который входят не только банки, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, коллекторы, но и арбитражные управляющие. Портал ДЕБТ.РФ решил опросить участников рынка и выяснить, какие выводы они сделали за 1,5 месяца самоизоляции.

.

Развитие банковских онлайн-услуг и поддержка граждан и бизнеса

Александр Пятигорский, директор цифрового департамента банка "Открытие", рассказал, что за период самоизоляции количество пользователей интернет-банка и мобильного приложения, а также объем операций по покупкам через интернет выросли в несколько раз. Кроме того, с середины марта стабильно растет спрос на доставку розничных товаров на дом, что также напрямую связано с режимом самоизоляции и желанием покупателей не выходить из дома.

.

“Недавно мы еще больше расширили спектр услуг, доступных в наших дистанционных банковских каналах. Так, мы запустили бесплатный телемедицинский сервис для наших клиентов, добавили возможность оформления инвестиционных продуктов управляющей компании "ОТКРЫТИЕ" и "ОТКРЫТИЕ Брокер" онлайн, а также увеличили перечень сертификатов и отчетов по продуктам, которые можно оформить в каналах дистанционного банковского обслуживания. Сегодня подавляющее большинство услуг, предоставляемых банком, доступно в интернет-банкинге и мобильном приложении,” отметил Александр Пятигорский.

ОТКРЫТИЕ приняло решение о предоставлении скидки 0,5% от основной процентной ставки заемщикам, оформляющим ипотеку онлайн.

В пресс-службе Сбербанка сообщили, что большинство банков в период карантина скорректировали свои стратегии принятия кредитных решений, что отразилось на объеме выданных кредитов. Сбербанк также адаптировал свои рисковые стратегии, что отразилось на уровне одобрения. Принимая решение о выдаче кредита, банк должен понимать источник его погашения. Зарплата по месту работы является источником дохода, но не единственным, который принимается во внимание при рассмотрении заявки на кредит. Например, Банк также принимает во внимание пенсионные взносы или доход самозанятого.

Анатолий Попов, заместитель председателя правления Сбербанка, рассказал, как работает финансовая организация во время пандемии. За период чуть более 1 месяца клиенты подали в Сбербанк заявки на получение беспроцентных кредитов на сумму более 42 млрд рублей. Из них одобрено кредитов на сумму более 21,2 млрд. рублей, выдано около 13 млрд. рублей. С конца марта поступило более 85 тысяч заявок на кредитные каникулы, одобрено более 61 тысячи заявок, реструктуризировано 48 тысяч договоров. Общий объем реструктуризации составил 111 млрд рублей. Высокий спрос на реструктуризацию наблюдается в розничной торговле, общественном питании и сфере бытовых услуг. За реструктуризацией обратились 28% заемщиков розничной торговли непродовольственными товарами, более 34% клиентов общественного питания, около 40% предприятий туризма, спорта, досуга и образования, более 60% компаний, занимающихся выставочной деятельностью. По сравнению с апрелем прошлого года снижение кредитования в пострадавших отраслях составило чуть более 8,5%, в то время как кредитование в других отраслях сократилось почти на 18%. Запуск программ государственной поддержки способствовал более активному кредитованию клиентов пострадавших отраслей. Объем кредитов, выданных клиентам Сбербанка из пострадавших отраслей, в апреле 2020 года составил 60 млрд рублей. В апреле 2019 года эта сумма составляла 65,8 млрд рублей. По другим отраслям объем новых выдач составил 731 млрд рублей по сравнению с 890 млрд рублей в апреле 2019 года.

Управляющий директор, начальник управления корпоративного бизнеса банка "Ак Барс" Ольга Ясонова рассказала, что финансовое учреждение одним из первых подписало соглашение с Министерством экономического развития РФ о реализации государственной программы поддержки системообразующих предприятий в период коронавируса. Банк будет выдавать льготные кредиты на пополнение оборотных средств на срок до года по ставке не более 5% годовых. Помощь системообразующим предприятиям является важным шагом в плане возобновления экономического роста страны и сохранения большого количества рабочих мест.

Спрос на микрозаймы выше, чем в докризисный период

В пресс-службе СРО МиР подчеркнули, что эпидемиологическая ситуация пока не позволяет говорить о существенном смягчении режимных мер во многих крупнейших регионах РФ. С точки зрения бизнеса это существенный момент. Поэтому проводить какую-либо разделительную линию между 11 и 12 мая преждевременно.”В течение марта-мая 2020 года спрос (заявки) на микрозаймы находится на уровне, превышающем докризисные значения. Однако большинство компаний значительно ужесточили скоринг, и реальные выдачи не показывают такой же динамики. Иными словами, в текущих условиях кредиторы сдерживают спрос со стороны заемщиков, чтобы не допустить чрезмерного кредитования населения. Это ситуации, когда заемщики берут на себя финансовые обязательства, которые они не смогут выполнить,” отмечает пресс-служба СРО МиР.

Как отмечает пресс-служба СРО МиР.

Цель выдачи займов остается “традиционной”, за исключением отсутствующих в настоящее время по объективным причинам “туризма” и “оплаты транспортных расходов”. Наиболее распространенной причиной получения микрозаймов является “на неотложные нужды” по кредитам от физических лиц и на “поддержание бизнеса” от представителей малого и среднего бизнеса (МСБ). Также увеличилось количество заявок от бизнес-заемщиков. Спрос на дистанционные услуги продолжает расти. СРО МиР допускает увеличение доли таких займов до 50% от общего портфеля МФО к концу первого полугодия 2020 года.

Надежда Димченко, директор по региональному развитию, клиентским продуктам и услугам компании "МигКредит", отметила, что коронавирус стал мощным катализатором для запуска онлайн-сервисов. Более 50% займов компании’ выдаются дистанционно, но для пожилых людей, которым сложно взаимодействовать с интернет-ресурсами, разрабатываются специальные сервисы.

“Мы видим, что банки ужесточают свою кредитную политику, поэтому ожидаем увидеть на нашей стороне большое количество клиентов, которым банки отказывают по разным причинам. Мы будем готовы предложить таким заемщикам адекватные по суммам и срокам продукты. Практика также показала, что в условиях ограниченного кредитования банками клиенты готовы предоставлять в МФО дополнительные документы. Мы просим многих клиентов сделать selfie с паспортом, отсканировать и приложить паспорт, показать договоры с предыдущей кредитной организацией, и заемщики готовы это сделать”, - говорит Надежда Димченко.

Сделать прогнозы о сроках восстановления рынка МФО достаточно сложно - слишком много переменных. Но сейчас можно точно сказать, что достаточно большое количество МФО будут вынуждены уйти с рынка - для них пандемия и самоизоляция окажутся фатальными". По словам Надежды Димченко, есть компании, которые решили временно приостановить выдачу займов. Решение было принято потому, что они не понимают, как справиться с оценкой рисков. Им будет очень сложно восстановить деятельность. В целом, в плане выживания МФО многое будет зависеть от управленческих решений, которые будут приняты внутри компаний. Для небольших организаций, особенно региональных, вопрос выживания в 2020 году встанет остро. И изменение бизнес-модели вовсе не гарантирует положительного результата. Ведь качественное изменение процессов - это как новый бизнес, который требует инвестиций и нового фокуса. Потребуется период для операционной окупаемости, для окупаемости инвестиций, и не каждый выдержит эту гонку. Сейчас даже крупным игрокам довольно сложно решить вопросы, связанные с оценкой клиентов. Некоторые из компаний просто решили не высовываться, предполагая переждать эту бурю, но это может оказаться губительной практикой. Опыт показывает, что апрельские и майские проблемы благополучно решаются с точки зрения платежной дисциплины, но это только благодаря тому, что "МигКредит" изменил систему оценки заемщиков.

Ирина Хорина

Ирина Хорошко, генеральный директор IDF Eurasia в России (бренд Moneyman), рассказала, что в конце апреля не было наплыва заявок от пользователей без кредитной истории. Хотя были ожидания, что многие люди обратятся за кредитами. Однако наблюдался небольшой рост новых заявок от пользователей, которые ранее пользовались услугами банков. Количество таких заявок увеличилось на 2%.

“К концу апреля мы наблюдаем новую тенденцию. Средняя сумма кредита, полученная заемщиками в сервисах альтернативного кредитования, снизилась на 16% по сравнению с мартом: с 14 000 рублей до 11 760 рублей. На наш взгляд, эта тенденция объясняется двумя факторами. Во-первых, среди граждан наблюдается высокий уровень неуверенности в своем финансовом будущем. Во-вторых, в кризис люди “мобилизуются” и стараются подойти к финансовому планированию максимально рационально и ответственно,” - резюмировала Ирина Хорошко.

На сегодняшний день в России на рынке остались только те, кто не имеет возможности получить кредит на сумму от 1000 рублей.

Сегодня на кредит могут рассчитывать только надежные клиенты, имеющие высокий скоринговый рейтинг. Клиенты банковских услуг имеют высокий рейтинг и считаются более надежными. Важно отметить, что если у пользователя есть опыт работы с банками, это не гарантирует, что он получит займ в МФО.

Сегодня только надежные клиенты имеют высокий скоринговый рейтинг.

Андрей Клейменов, генеральный директор группы компаний Eqvanta (бренды "Быстроденьги", "Турбозайм" и "Решка"), подтвердил, что заявок на кредиты стало больше, но процент одобрения сегодня значительно ниже: на 40% меньше, чем в докризисный период.

“Сейчас мы уделяем особое внимание оценке клиентов, которые работают в отраслях, наиболее пострадавших от текущей ситуации. Мы проводим ежедневный мониторинг ключевых показателей и оперативно корректируем настройки скоринга. Мы выдаем больше payday-кредитов, чем потребительских, то есть с меньшей средней суммой и сроком до 1 месяца. Акцент на краткосрочные займы в этот период обусловлен высоким спросом со стороны клиентов и их более быстрой оборачиваемостью, а также более низкими рисками в условиях кризиса,” отметил Андрей Клейменов.

По словам Андрея Клейменова.

По словам генерального директора Eqvanta Group, выплаты по кредитам в апреле снизились на 30% по сравнению с мартом и стабилизировались на этом уровне. Но это лучше, чем ожидалось, и связано с тем, что вскоре после начала действия ограничительных мер офисы вновь открылись, и некоторые клиенты приходят платить оффлайн.

Интерес к ломбардам’ растет, но платежеспособность клиентов’ падает

Алексей Лазутин, председатель правления Национальной ассоциации ломбардов (НАП), считает, что пока рано делать какие-либо выводы. В очередной раз можно убедиться, что ломбарды - единственный гарантированный источник займов для населения, даже в условиях экономического кризиса. Особенно это заметно сейчас, когда другие финансовые учреждения, ранее активно предлагавшие кредиты и мгновенные займы всем без разбора, перестали работать в прежнем режиме и изменили условия по тарифам. Ломбард даже в трудные времена остается организацией с максимально простым и прозрачным продуктом, где человек, имеющий предмет залога, получит деньги в любом случае. Такова природа залогового кредитования.

“За последние 1,5 месяца мы наблюдаем, с одной стороны, постепенный рост интереса к ломбардам’ услугам, с другой - снижение платежеспособности клиентов’. Учитывая сложившуюся ситуацию, все участники НПА идут навстречу потребителям: продлевают льготный период, предоставляют отсрочку платежей, предпринимают другие шаги для их поддержки. Компании теряют часть доходов, но они помогают своим клиентам в трудные времена вместо того, чтобы слепо гнаться за прибылью и наживаться на тех, кто оказался в сложной ситуации. Мы также наблюдаем рост числа клиентов, которые пользуются услугами ломбардов в Интернете. Это хороший стимул для всех участников отрасли. Это мотивирует нас развивать и улучшать весь сервис обслуживания клиентов в технологическом секторе, ” резюмирует Алексей Лазутин.

.

Председатель правления НАП также отметил новую тенденцию в связи с продлением льготного периода по некоторым продуктам до 60 дней: в последние недели увеличились сроки выхода залогового имущества на продажу. Ломбарды не указывают цели займов. Однако Алексей Лазутин предполагает, что, исходя из среднего чека на рынке (около 10 000 рублей), зачастую деньги, которые человек получает в ломбарде, идут на оплату самых срочных и жизненно важных вещей: продуктов питания, коммунальных услуг. Среди клиентов есть сегмент предпринимателей, владельцев малого бизнеса, которые также пользуются услугами ломбарда. Юридическим лицам может понадобиться финансовая помощь для покрытия кассового разрыва или решения неотложных проблем, возникших, в том числе, в результате пандемии коронавируса. Часто для небольших магазинов, предприятий общественного питания и сферы услуг ломбард является единственным способом найти необходимые средства. Для этой группы клиентов некоторые ломбарды разрабатывают специальные льготные тарифы на периоды эпидемиологических и экономических трудностей.

На рынке взыскания долгов царит неопределенность

Эльман Мехтиев, президент СРО НАПКА, отметил, что резких изменений в поведении должников не произошло. Чаще люди стали ссылаться на финансовые трудности как на причину просрочки платежа. Однако рост числа таких должников не критичен: 60% против 50% годом ранее. Также не было массового обращения должников с просьбой уменьшить платеж или предоставить отсрочку. Здесь следует учесть, что у коллекторских агентств, работающих по договору цессии, размер ежемесячного платежа минимален и комфортен для должника. В некоторых случаях он не превышает 1 тыс. рублей. Эльман Мехтиев отметил, что юридические лица в период пандемии коронавируса находятся в сложной ситуации, особенно если их бизнес был “заморожен” в режиме самоизоляции. Помимо обязательств перед работниками, у них есть долги перед кредиторами. Если физические лица могут ссылаться на различные причины, то юридические лица в настоящее время не имеют средств, а значит, не могут полностью выполнить свои обязательства, решить которые можно только начав бизнес заново. При этом им потребуется время для восстановления прежнего оборота. Остается верить, что поддержка правительства сработает, и нам не придется наблюдать массовый уход малых компаний с рынка. НАПКА в начале апреля разработала программу поддержки должников. Зачастую коллекторы не запрашивают у должников официальные документы о снижении доходов, что позволяет помочь максимальному количеству граждан.

Коллекторы не требуют от должников официальных документов о снижении доходов.

Федор Вачата, генеральный директор коллекторского агентства "М.Б.А. Финанс", считает, что говорить о полном возобновлении деловой активности пока рано, скорее всего, это произойдет в начале лета. До пандемии мы постоянно говорили о высоком уровне задолженности населения’, снижении доходов и росте долгов - то есть около 40% экономически активного населения уже имели проблемы с обслуживанием кредитов. А в данной ситуации их число может увеличиться в 1,5 раза.

“Я думаю, что ближе к июлю будет более полная картина того, что происходит с бизнесом, и как он будет восстанавливаться. Сейчас уровень безработицы уже вырос. Насколько я помню, по данным Росстата, это около 4 млн человек, но в ближайшие месяцы цифра может увеличиться. Это значит, что и просроченная задолженность будет уверенно идти вверх,” прогнозирует Федор Вачата.

Генеральный директор коллекторского агентства "М.Б.А. Финанс" сообщил, что за весь период карантина в компанию поступило менее 2% обращений по поводу коронавирусной болезни. Около 10% от общего числа должников обращаются за кредитными каникулами - это те граждане, которые действительно документально подтвердили снижение дохода или потерю работы. Прогнозируется, что ближе к июлю их число увеличится примерно на 20%. Несмотря на сложную ситуацию, "М.Б.А. Финанс" пока не фиксирует серьезного снижения выплат по долгам. Какой бы ни была ситуация сейчас, граждане понимают, что долг остается, и если они в состоянии платить, то стараются не пропускать платежи.

По словам Федора Вачаты, компания всегда проводила акции по списанию части долга, это рабочая модель для всех коллекторских компаний. М.Б.А. Финанс придерживается формата предоставления кредитных каникул тем, кто попал в сложную ситуацию, готов списать часть долга, изменить график погашения. В первую очередь компания думает не о том, как быстрее вернуть деньги, а о том, как помочь своим должникам. Сборщики долгов (как бы к ним ни относились в обществе) - это финансовые консультанты, и их цель - помочь выбраться из сложной финансовой ситуации.

Саша Данилов, генеральный директор Debex, онлайн-аукциона по продаже долгов, рассказал о неопределенности на рынке с начала пандемии. Он подчеркнул, что ситуация для всех новая, и нет ни одной скоринговой модели, которая бы сегодня четко предсказывала исход продаваемых портфелей. Тем не менее, продажи в Debex идут активно.

“Только один крупный продавец объявил о своих планах перенести продажи портфелей на третий или четвертый квартал. Другие считают, что негативный тренд может продлиться довольно долго, поэтому им нужно продавать как можно скорее. И чем раньше, тем лучше. Большинство покупателей проявляют такую же активность, как и в предыдущие периоды. Отдельные агентства объявили о приостановке операций. Это зависит от их инвесторов. Но, в целом, их действия не определяют вектор движения рынка,” отметил Саша Данилов.

Генеральный директор онлайн-аукциона долгов Debex ожидает, что в краткосрочной перспективе сборы по текущим портфелям коллекторских агентств упадут, что, в свою очередь, “двинет” вниз оценочные модели. За последние 2 месяца можно определенно сказать, что наблюдается некоторое снижение стоимости портфелей от 10 до 20%. Большинство коллекторских агентств сегодня смотрят на снижение платежей по текущим портфелям, что снижает стоимость, по которой они готовы покупать новые лоты. Тенденция к снижению, вероятно, продолжится, если экономическая ситуация в стране’ ухудшится. Однако сегодня инвестирование в портфели неработающих кредитов может стать весьма прибыльной стратегией. С одной стороны, цены на них будут падать, а с другой - в NPL попадет множество надежных должников, просрочка которых вызвана объективными причинами и которые будут готовы погасить свои долги, как только экономика возобновит рост.

Мораторий на банкротство не имеет смысла, но поможет изменить законодательство

Анатолий Ний, арбитражный управляющий, говорит, что карантин практически не повлиял на объемы работ, они даже немного увеличились. Он считает неэффективным мораторий на банкротство, введенный Правительством РФ. Дело в том, что мораторий запрещает подавать иски о несостоятельности только кредиторам, но сами должники имеют право инициировать собственное банкротство.

“Что делать организациям, если им нечем платить зарплату и они не соответствуют критериям для получения субсидий или беспроцентных займов? Правительство РФ фактически ограничило должников с обеих сторон. Если вы подаете заявление о банкротстве, то действует мораторий, если не подаете, то действует субсидиарная ответственность. А если у предприятия есть долги по зарплате, то за ним начинает “охотиться” прокуратура, и в отношении руководителей может быть возбуждено уголовное дело,”- резюмирует Анатолий Ний.

Что касается банкротств граждан’, то арбитражный управляющий ожидает небольшой рост в связи с потерей работы. Однако всплеска дел о банкротстве физических лиц он не ожидает: из года в год количество граждан-банкротов увеличивается даже без влияния пандемии коронавируса. Сергей Лысенко, член Союза арбитражных управляющих СРО "Северная столица", отметил, что в последнее время рынок банкнотных услуг стабильно рос. А сейчас, после последних событий, связанных с пандемией COVID-19, кризис в экономике очевиден. Сергей Лысенко ожидает всплеска процедур банкротства. По его мнению, банкротство коснется как малого и среднего бизнеса, так и крупного, который также пострадает, несмотря на все программы поддержки, принятые Правительством РФ. Арбитражный управляющий называет действующее законодательство в сфере банкротства “прокредиторским’”. Оно не защищает собственников бизнеса. Как правило, банкротство инициируется кредиторами, и после отмены моратория на процедуру банкротства Россию ждет масштабный передел собственности. Классическая схема “взял кредит - отдал бизнес”, по мнению Сергея Лысенко, существует до сих пор. Эксперт также считает, что в ближайшее время на арбитражные суды ляжет еще большая нагрузка. Вместо классических 10 минут участникам будет предоставляться не более 5 минут на судебное заседание.

Георгий Колташов, эксперт в области реструктуризации проблемных активов, сказал:
“Я оцениваю мораторий на банкротство положительно с той точки зрения, что он дает толчок к переосмыслению действующего законодательства и сложившейся практики. Большинство процессов в сфере помощи по возврату долгов и услуг по уклонению от уплаты долгов приостановлены. На рынке долгового консалтинга коллекторские агентства, компании, работающие с проблемными активами, и банки продолжают оказывать давление на должников. Это связано с тем, что механизмы правовой защиты не сработали. За месяцы карантина на рынке сформировался четкий спрос на реабилитационную процедуру, обеспечивающую реструктуризацию долга. В настоящее время сегмент посреднических услуг, антикризисного управления и, соответственно, финансового оздоровления предприятий, реструктуризации долгов в нашей стране пока не развит из-за законодательного смещения баланса интересов в сторону кредиторов и недобросовестных должников.”
Но после пандемии все может измениться. Правительственный законопроект, дополняющий положения закона “О несостоятельности (банкротстве)” возможностями судебной реструктуризации, был принят в первом чтении, но это лишь временная мера. Долговое законодательство нуждается в системном реформировании. Георгий Колташов считает необходимым разработать и принять единый долговой кодекс. Эксперт считает, что мораторий на процедуру банкротства предотвратит ее использование в недобросовестных целях, а также поможет найти более эффективную систему разрешения долговых конфликтов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Последнее слово о микрокредитовании

Взлет и падение микрофинансирования